Мотивация механиков в автосервисе

Мотивация механиков в автосервисе

Самый распространенный способ оплаты труда сотрудников в автосервисе - процент от суммы оплаченных Клиентом работ. Это в корне неправильно.

Механик - основа нашего бизнеса!

Расскажу о мотивации механиков на моих станциях (FIT, прим. редактора).

У меня в организации не принято автослесарей называть автослесарями принципиально. Для них все сотрудники используют термин "механик". Механикам нравится: статус должности выше и звучит красивее.

Вознаграждение должно быть привязано к конечному результату. Механик должен четко понимать сколько он заработает и за что. Для механика система мотивации должна быть прозрачной.

Я хочу получать предсказуемый результат в конце отчетного периода. Поэтому выполнение планируемых показателей для меня, как собственника, - лучшая отдача от бизнеса.

Поэтому вся мотивация механиков выстроена из плановых показателей.

Вся их мотивация строится из нормативных 20%-25% ФОТ от общей выручки (или до 50% ФОТ от услуг). В эти проценты входят выплаты всех сотрудников станции, включая механиков.

Для того, чтобы этот самый ФОТ экономить и включать нематериальную мотивацию, существует система разрядов (квалитетов).

Для механиков действуют 3 разряда с фиксированной внутренней стоимостью нормочаса:

  • 1 разряд - 140 р/нч, только пришедшие на станцию механики либо новички-стажеры;
  • 2 разряд - 180 руб./нч, основной костяк станции, механики, которые делают 80% всех работ;
  • 3 разряд - 220 руб./нч, опытные механики, которые могут выполнить любую работу и обучить менее опытных;

80% всех работ на мультибрендовой станции - техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобилей. Поэтому супер специалисты для этих работ не нужны. Достаточно механиков 1-2 разрядов.

Количество механиков 3 разряда ограничено - не более двух человек на станцию. График механиков 3 разряда выстраивается таким образом, чтобы они работали в разных сменах.

Это наиболее опытные специалисты, которые могут делать любые сложные и простые работы. Также в их обязанность входит задача подсказывать, помогать и обучать всех остальных механиков, в том числе стажеров с нуля.

Пока они не уволятся, механик 2 разряда не получит 3 разряд. Этим достигается экономия ФОТ: переплачиваем 3 разряду, но при этом ФОТ экономим на 1-2 разрядах.

Механик 3 разряда всегда должен быть "сытым", он всегда приоритете, это костяк коллектива и образец для подражания, ваша "звезда" коллектива.

Чтобы ограничить "звездную болезнь" для механика 3 разряда существует норма: если план по нормочасам не выполняется более 2-х месяцев подряд - ему разряд снижается до 2-го, ставка освобождается.

1 разряд присваивается вновь пришедшим и стажерам с опытом до полугода. Они набираются опыта и через 3 месяца сдают аттестацию, чтобы получить 2 разряд.

План по нормочасам устанавливается расчетным путем при планировании показателей станции на текущий год.

Например, годовым планом предусмотрено в следующем месяце выполнить 1200 нч, и у вас 6 механиков. Значит расчетный показатель в следующем месяце на одного механика - 200 нч.

Плановый показатель составит 220 нч (+10% к расчетному). При выполнении этого показателя к его базовой стоимости нормочаса будет добавлено +20 руб.

Помимо планового показателя, посчитана так называемая SMART задача месяца: расчетный показатель + 35%, т.е. в нашем случае 200 нч + 35% = 270 нч в месяц. Достигнув этого показателя механик получит к базовой ставке + 40 руб.

Конечно, все механики SMART не выполнят, из практики это будут максимум 1-2 человека, но SMART достижим, и механики к нему стремятся, меньше курят, тратят время на обед, выходят в выходные. SMART мотивирует механиков работать, когда другие механики в отпусках, на больничном и т. п., - ведь это 20% прибавка к заработной плате.

Все плановые и SMART показатели по нормочасам просчитаны на год вперед, и висят на доске приказов, механики знают план/smart на каждый месяц.

Идем далее. Каждому механику дается в начале месяца 105 баллов, он может их тратить на любые нарушения. Если нареканий нет – его начисление увеличивается на 5% (коэффициент 105 баллов/100=1,05). Если есть - начисление уменьшается соответственно (например, при трате 10 баллов, коэффициент составит 95 баллов/100=0,95).

Каждому сотруднику нужна стабильность в завтрашнем дне. Нельзя привязывать всю мотивацию на выработку. Поэтому установлена минимально-гарантированная оплата труда (МГОТ):

  • для механика 1 разряда (стажеры-новички) - 15000 руб. за 21 рабочую смену;
  • для механиков 2 и 3 разрядов - 23000 руб. за 21 рабочую смену.

Стабильность сотрудникам обеспечили. Идем дальше. Существуют дополнительные фиксированные выплаты.

Премия за "голову", если сотрудник приводит механика либо мастера-приемщика, который отработает не менее 3 месяцев и сдаст аттестацию, он дополнительно получит единовременную мотивационную выплату 10 000 руб.

В качестве годовой мотивации использую мотивационную выплату за стаж. Данная выплата выплачивается по итогам прошедшего года в период с 10 по 15 мая года, следующего за отчетным. При увольнении данная мотивация не выплачивается. Размер мотивации следующий:

  • стаж от 1 года до 3 лет, мотивационная выплата составляет 500 руб./мес; 6000 руб./год;
  • стаж от 3 лет до 4 лет, мотивационная выплата составляет 1000 руб./мес; 12000 руб./год;
  • стаж от 4 лет до 5 лет, мотивационная выплата составляет 2000 руб./мес; 24000 руб./год;
  • стаж свыше 5 лет, мотивационная выплата составляет 3000 руб./мес; 36000 руб./год.

Тот, кто бросает курить - через 3 месяца получает фиксированную выплату в размере 3000 руб.

В каждом цеху есть турник. Кто подтянется 30 раз и более - получит фиксированную выплату в размере 3000 руб.

При выявлении факта воровства, механик, сообщивший об этом, - получает фиксированную выплату в размере 10000 руб.

Больничные и отпускные дни оплачиваются в полном объеме. Больничные оплачиваются только при наличии закрытого больничного листа.

Из нематериальных мотиваций используем: звание "Лучший сотрудник месяца", "Лучший пост месяца". Эти показатели вывешиваются на доске информации для всех сотрудников и на постах механиков (каждый механик закреплен за постом).

Также хорошо работают следующие мотиваторы: цветы от компании жене на день рождение, подарки детям на день рождения и Новый Год, ежегодный день семьи, новогодний корпоратив.

Как показывает опыт благодаря данной мотивации каждый механик стремится выполнить минимум план, а максимум SMART, таким образом мои задачи собственника достигаются. При этом потребности механиков в базовом минимуме по оплате труда закрыты благодаря МГОТ.

Разряды же позволяют стремится к повышению квалификации и способствуют здоровой конкуренции в коллективе.

При данной мотивации размер начисления механика составляет от 25000 руб. до 75000 руб. за календарный месяц.

БАЛЛЫ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЧИСЛЯЮТСЯ: 

  1. Неправильно созданный документ в программе учета: товар/ агент/ заказ-наряд/ продажа/ возврат/ прием и выдача денежных средств. 
    1 балл. 

  1. Недовольный Тайный покупатель либо Контролер при соответствии стандартам менее 95%. 
    5 баллов. 

  1. Недовольный Клиент, давший обратную связь (сайт, претензия, письмо, СККР и т. п.). 
    5 баллов. 

  1. Неверно заполненные бумажные документы.  
    1 балл. 

  1. Опоздание на работу/нарушение трудовой дисциплины. Для мастеров-консультантов опоздание – приход на работу позднее 8:30 утра, для механиков и диагностов позднее 8:45 утра, для технических работников и сотрудников отдела снабжения позднее 9:00. 
    1 балл.  

  1. Фактическое опоздание, отсутствие на рабочем месте больше 3-х часов. Отказ от работ по неуважительной причине.  
    6 баллов. 

  1. Нарекание со стороны руководства либо невыполнение указаний руководителя. 
    1 балл. 

  1. Неопрятный внешний вид. Одежда не по утвержденному регламенту. Отсутствие бэйджа.  
    1 балл. 

  1. Нарушение процедуры оформления возврата товара. На всех этапах оформление возврата: прием возвращенной детали, осмотр на предмет установки и работоспособности, наличие заявления на возврат, проведение возврата по программе, возврат поставщику, возвратные документы от поставщика. 
    1 балл. 

  1. Нарушение регламента работы с юридическими лицами. Прием автомобиля, заказ-наряд, заключение договора, выставление счета, создание акта выполненных работ, наличие дебиторской задолженности. 
    1 балл. 

  1. Несоблюдение порядка и чистоты на рабочих местах. Присутствие посторонних предметов, присутствие пыли, грязи, мусора. 
    1 балл. 

  1. Сотрудник обязан содержать рабочий инструмент в чистоте и в рабочем состоянии. По окончании смены протереть весь инструмент, подготовить свое рабочее место к следующему трудовому дню. Бал за нарушение начисляется как не сделавшему, так и проверяющему. За «халатное» отношение к приемке рабочего места также начисляется балл. 
    1 балл. 

  1. Несоблюдение системы 5S. 
    1 балл. 

  1. Неправильная постановка задачи сотруднику. Все задачи и поручения должны быть поставлены через программу учета. Задача, поставленная устно и по итогу невыполненная, считается не поставленной, балл начисляется тому, кто не зафиксировал задачу. 
    1 балл. 

  1. Курение в неотведенных местах, на рабочем месте, у входа/въезда на станцию. Курение в строго отведенном месте. 
    1 балл. 

  1. Наличие у сотрудника признаков состояния алкогольного или наркотического опьянения – лишение мотивационной выплаты в размере 3000 руб., увольнение на усмотрение руководителя,  

  1. Наличие у сотрудника состояния похмельного синдрома.  
    6 баллов. 

  1. Нарушение хранения сменной и рабочей обуви и одежды. 
    1 балл. 

  1. Нарушение техники пожарной безопасности. Горючие жидкости должны содержаться отдельно от смазочных материалов, смазочные материалы хранятся в строго отведенном месте на складе, сотрудники обязаны следить за состоянием электроразъемов, кабелей и розеток. При обнаружении неисправности сотрудник обязан обесточить через автомат подачу электроэнергии и незамедлительно сообщить об этом руководителю. 
    3 балла. 

  1. Нарушение техники безопасности при проведении ремонтных работ: работы на подъемнике без применения стопоров, неиспользование защитных средств, перчаток при выполнении сварочных работ, работ с электроинструментом и т.п. 
    3 балла. 

  1. Неправильно заказанная деталь, невозвращенная поставщику,  оплачивается сотрудником из мотивационной выплаты. Неверно подобранная деталь, оставленная на складе,  оплачивается сотрудником из мотивационной выплаты. Деталь, приобретенная либо испорченная в результате неверной диагностики, оплачивается механиком из мотивационной выплаты. 1 балл. 

  1. Сотрудник, выдавший товар либо услугу и не принявший за них деньги от клиента, оплачивает данный товар/услугу по 100% оплате. 
    1 балл. 

  1. Обман Клиента. Замена заведомо исправной запчасти. Ответственность приемщика и механика выражается в полной стоимости запчасти и делится в пропорции 20/80. 
    3 балла каждому. 

  1. Установка заведомо неисправной запчасти на автомобиль. В данном случае работа механику не закрывается. 
    3 балла. 

  1. Необоснованный отказ от работ (при наличии возможности выполнения работ и соответствующей квалификации механика) ведет понижению разряда и начислению 6 баллов. 

  1. Необоснованное завышение сроков ремонта, простой поста, умышленное затягивание сроков ремонта без объективных причин. 
    1 балл. 

  1. Не полное заполнение и неправильное заполнение журналов учета (кассовый, гарантийный, прием постов). Балл начисляется всем мастерам в смене. 
    1 балл. 

  1. Коллективная ответственность за сломанный инструмент. Правило «Не сообщил – купил». Приобретение инструмента за счет мотивационной выплаты сотрудников предприятия, не сообщивших своевременно о поломке. 
    1 балл всей смене. 

  1. При выявлении факта нанесения ущерба имуществу либо деятельности предприятия, сотрудник, виновный в этом, несет ответственность в 100% возмещении убытков, его непосредственный руководитель при этом возмещает ущерб в двойном размере. При не установлении виновного – коллективная ответственность, полная материальная ответственность. Начисляется балл каждому сотруднику. 
    1 балл. 

  1. В случае выявления факта воровства либо обмана, сотрудник, уличенный в этом, подлежит увольнению, вносится в «черный список» недобросовестных сотрудников. Стоимость причиненного им ущерба в полном размере возлагается на сотрудников его отдела, включая непосредственного руководителя. В случае крупных хищений – несет уголовную ответственность согласно действующего законодательства. 
    10 баллов. 

  1. Время доступности сотрудника пять минут. Отсутствие на рабочем месте и не ответ на телефонный звонок. 
    3 балла. 

  1. Несогласованное изменение в графике смен. Сотрудник выходит на работу по заранее согласованному и утвержденному графику. Любые изменения, подмены, замены должны быть обязательно согласованы с Руководителем станции, а в случае невозможности согласования – с руководителем отдела либо старшим мастером, в этом случае ответственность возлагается на того, кто согласовал изменения графика. 
    1 балл. 

  1. Отсутствие на рабочем месте. Если необходимо отлучиться с рабочего места сотрудник пишет заявление на имя руководителя Станции, в котором указывает причину и время, на которое необходимо покинуть рабочее место. Оплата внеочередного отпуска не производится. При отсутствии заявления сотруднику начисляется 3 балла. 

  1. Диалог механика с Клиентом без присутствия мастера-консультанта - лишение мотивационной выплаты в размере 3000 рублей и начисление 3 балла. 

  1. За сговор с Клиентом, проведение заведомо ложной диагностики для уменьшения фактической стоимости ремонта в целях обслуживания автомобиля в обход оплаты денежных средств в кассу предприятия 10 баллов и лишение мотивационной выплаты в размере 3000 рублей.